Пропустить Содержание

Чистая Линия

Пластиковое загрязнение можно устранить – для этого миру нужен план

Правительства и компании во всем мире прикладывают значительные усилия, чтобы справиться с пластиковыми отходами и загрязнением окружающей среды. Однако ситуация усугубляется – страны не справляются в одиночку. Мы считаем, что миру нужно единое соглашение под эгидой ООН, которое поможет решить проблему.

Пластик – ценный материал: он позволяет безопасно и эффективно перевозить товары, а также имеет меньший углеродный след, чем многие его альтернативы. Главная проблема в том, что слишком много пластика попадает в окружающую среду.

По прогнозам экспертов, пластиковый кризис случится до 2040 года: в этот момент количество произведенного первичного пластика вырастет в два раза, а его количество в океане увеличится в четыре раза.

Чистая Линия

Мы не можем этого допустить.

При этом полный запрет на использование пластика – не выход. Решение для общества заключается в сокращении использования (а главное – производства) первичного пластика. Кроме того, вся пластмасса должна оставаться в экономике замкнутого цикла – нужно относиться к ней как к ресурсу, а не как к отходам.

Мы в Unileverуже работаем в обоих направлениях. И признаем, что пластик, который мы производим, является нашей прямой ответственностью. Поэтому мы взяли на себя обязательство вдвое сократить использование первичного пластика к 2025 году – в том числе благодаря сокращению объемов используемой пластиковой упаковки более чем на 100 000 тонн – и сделать всю нашу упаковку пригодной для повторного использования, переработки или компостирования. В этом мы уже достигли ощутимых успехов.

Мы также подписали несколько отраслевых соглашений, в том числе – Глобальное обязательство по новой экономике пластмасс (New Plastics Economy Global Commitment), которое направлено на борьбу с первопричиной пластиковых отходов и загрязнения от неправильной утилизации. Также мы подписали ряд соглашений о пластике, которые объединяют правительства, НКО и компании, позволяя реализовывать инициативы по вторичному использованию и переработке пластика.

И эти соглашения работают. Согласно отчету о глобальных обязательствах (Global Commitment Report) 2021 года, бренды и ритейлеры второй год подряд сокращают потребление первичного пластика в упаковке. Результаты будут еще более заметны благодаря новым обязательствам, согласно которым к 2025 году использование первичного пластика сократится почти на 20% в абсолютных значениях по сравнению с 2018 годом.

И хотя мы вместе движемся в правильном направлении, этого недостаточно. Чтобы достигнуть цели, нам нужно ускоряться.

Без изменений в отношении того, как нации используют, перерабатывают и, главным образом, сокращают первичный пластик мы не решим проблему. Нам нужны жесткие решения глобального масштаба, направленные на устранение первопричины. В некоторых случаях это означает переход от добровольных мер к обязательным.

Вот почему, наряду с более чем 70 другими компаниями, мы призываем к амбициозному и юридически обязывающему соглашению ООН, основанному на экономике замкнутого цикла. Оно поможет бороться с пластиковым загрязнением в глобальном масштабе, аналогично тому, как Парижское соглашение поставило нас на путь преодоления климатического кризиса.

«Сейчас мы находимся в критической точке времени, когда необходимо заключить соглашение на уровне ООН. Оно поможет сократить производство первичного пластика, поспособствует сотрудничеству в поиске системных решений и ускорит переход к экономике замкнутого цикла во всем мире», – отмечает главное должностное лицо Unilever Алан Джоуп.

Нам нужны единая цель и общий подход

Пластиковое загрязнение не начинается и не заканчивается в пределах стран – миру нужны сплоченные и скоординированные действия, которые будут направлены на устранение проблемы в её корне. Экономика замкнутого цикла также поможет справиться с изменениями климата и сокращением биоразнообразия, окажет положительное социальное и экономическое воздействие.

Мы считаем, что соглашение объединит всех – правительства, бизнес, гражданское сообщество – в едином понимании причин проблемы и подхода к их устранению. Для компаний и инвесторов такое соглашение сформирует общее понимание и предотвратит возникновение «лоскутного одеяла» разрозненных амбиций и предложений, а также создаст необходимые условия для экономики замкнутого цикла.

Мы также считаем, что договор должен быть юридически обязывающим. Он должен включать обязательные цели по ограничению производства первичного пластика на уровне правительства стран, что обеспечит подотчетность действий. Участие каждой страны и четкое следования требованиям соглашения позволит нарастить инвестиции, необходимые для масштабирования инноваций, инфраструктуры и навыков там, где это больше всего требуется.

Еще один повод смотреть на возможность создания такого соглашения с оптимизмом заключается в том, что три четверти государств-членов ООН – это более 150 стран – уже поддержали идею его создания. Она также нашла отклик среди большого числа компаний и групп инвесторов. Действий требуют и обычные граждане: петицию WWF с призывом к соглашению подписали более 2 миллионов человек. Но нам нужно больше организаций и небезразличных людей, чтобы поддержать это движение, а также чтобы правительства приступили к работе над составлением соглашения.

В мире уже есть решения, которые помогут сократить поток выбрасываемого в океан пластика примерно на 80% к 2040 году. Как отмечается в отчете The Pew Charitable Trusts «Преодоление пластиковой волны» (Breaking the Plastic Wave), решить проблему загрязнения пластиком нам мешает не отсутствие технических решений, а, скорее неадекватность нормативно-правовой базы, бизнес-моделей и механизмов финансирования.

«На предстоящей Ассамблее ООН по окружающей среде нам нужно согласовать юридически обязывающее решение – пока не стало слишком поздно. Масштабы и сложность грядущего кризиса хорошо понятны. Запрос на его решение в мире есть, и мы знаем, что нужно делать. Настало время принять эти непростые меры, чтобы раз и навсегда покончить с пластиковым загрязнением», – заключает главное должностное лицо Unilever Алан Джоуп.

Лесной бальзам